10 несуразностей и секретов JavaScript
оригинал:http://ruseller.com/lessons.php?rub=28&id=1385
JavaScript. Причудливый и все-таки прекрасный язык программирования. Если бы Пабло Пикассо был программистом, то он наверняка бы разработал именно JavaScript. Null является объектом, пустой массив эквивалентен false, а функции перебрасываются словно теннисные мячи.
Типы данных и определения
null - это объект
Начнем с широко известной странности JavaScript. null является объектом. Сомневаетесь? Ведь данное утверждение противоречит самой сути null. Вот доказательства:
alert(typeof null); //Выдаст сообщение 'object'
Не смотря на очевидный факт, null не является реализацией никакого базового объекта. (Если вы не знали, значения в JavaScript являются реализациями базового объекта. Так, каждое число является реализацией объекта Number, каждый объект является реализацией объекта Object.) Такое положение возвращает нас обратно к практическому смыслу, потому что если null является отсутствием значения, то он не может быть реализацией какого-либо объекта. Следовательно следующее выражение возвращает false:
alert(null instanceof Object); //Выдаст сообщение 'false'
NaN - это число
Считаете факт представления null объектом странным? Попробуйте проверить NaN! Он оказывается числом! Кроме того, NaN не равен самому себе!
alert(typeof NaN); //Выдаст сообщение 'Number' alert(NaN === NaN); //Выдаст сообщение 'false'
В действительности NaN не равен ничему. Единственный способ проверить значение NaN - функция isNaN().
Массив без ключей == false
Другая причуда JavaScript:
alert(new Array() == false); //Выдаст сообщение 'true'
Чтобы понять, что происходит,, нужно понимать концепцию истина и ложь. В данном случае имеется некий вид отношений истина/ложь, которая может привести в восторг философа или специалиста по логике.
Существует множество описаний концепции истины и лжи, но самое простое объяснение таково: в JavaScript каждое нелогическое значение имеет встроенный логический флаг, который используется тогда, когда значение должно рассматриваться как логическое, например, при сравнении с другим логическим выражением.
Чтобы произвести сравнение значений разных типов JavaScript сначала приводит их к общему типу данных. False, 0, null, undefined, пустая строка и NaN становятся false —?только для заданного выражения сравнения. Например:
var someVar = 0; alert(someVar == false); //Выдаст сообщение 'true'
Здесь имеется попытка сравнить число 0 с логическим значением false. Так как типы данных несопоставимы, JavaScript незаметно приводит их к единому логическому эквиваленту, и в нашем случае 0 представляется как false.
В выше приведенном списке не было пустого массива. Пустой массив - любопытная штука: в действительности он рассматривается как true, но при сравнении с логическим значением он ведет себя как false. Вот так!
var someVar = []; //Пустой массив alert(someVar == false); //Выдаст сообщение 'true' if (someVar) alert('hello'); //Выполняется alert, поэтому someVar рассматривается как true
Чтобы избежать приведения типов нужно использовать оператор сравнения значений и типов === (в отличие от ==, который сравнивает только значения). Например:
var someVar = 0; alert(someVar == false); //Выдаст сообщение 'true' alert(someVar === false); //Выдаст сообщение 'false', 0 - число, а не логическая переменная
Регулярные выражения
replace() может получать возвратную функцию
Это один из самых скрытых секретов JavaScript (который появился начиная с версии 1.3). Обычно вызов функции replace() выглядит примерно так:
alert('10 13 21 48 52'.replace(/d+/g, '*')); //заменяем все числа на *
Простая замена. Но что если нужно более сложно контролировать когда и как будет производиться замена? Например, нужно заменять числа только до 30. Такая задача не может быть решена только регулярным выражением (оно может сделать все, что угодно со строкой, но не с математикой выражения). Нужно использовать возвратную функцию для вычисления соответствия.
alert('10 13 21 48 52'.replace(/d+/g, function(match) { return parseInt(match) < 30 ? '*' : match; }));
Для каждой проверки JavaScript вызывает функцию, передавая ей аргументы для проверки. А затем мы возвращаем либо звездочку, либо само число.
Регулярные выражения: больше, чем выделение подстроки и замена
Обычно JavaScript программисты в своей практике используют только методы match и replace для регулярных выражений. Но кроме них в JavaScript есть и другие инструменты.
Практический интерес представляет метод test(), который действует подобно match, но не возвращает значение: он просто подтверждает соответствие шаблону. То есть он легче для вычислений.
alert(/w{3,}/.test('Hello')); //Выдаст сообщение 'true'
Выше приведенный код выполняет проверку на соответствие шаблону, состоящему из трех и более буквенных и числовых символов. Так как строка Hello соответствует требованию, то мы получаем true. Но мы не получаем выделение из строки, а просто результат проверки.
Также обратите внимание на то, что с помощью объекта RegExp вы можете создавать динамические регулярные выражения. В основном регулярные выражения составляются с использованием коротких форм (то есть строк, заключенных в прямые слеши) и в них нельзя использовать переменные. Но RegExp()позволяет обойти ограничение.
function findWord(word, string) { var instancesOfWord = string.match(new RegExp('\b'+word+'\b', 'ig')); alert(instancesOfWord); } findWord('car', 'Carl went to buy a car but had forgotten his credit card.');
Здесь мы создаем динамический шаблон на основе значения аргумента word. Функция возвращает количество совпадений полного слова word (то есть не являющегося частью других слов) в строке. В нашем примере car встречается один раз, а слова Carl и card игнорируются.
Так как RegExp определяется строкой, а не через синтаксис с обратными слешами, то мы можем использовать переменные для построения шаблона. Но специальные символы в данном случае требуют к себе повышенного внимания, как символы границы слова в нашем примере.
Функции и область видимости
Вы можете обманывать область видимости
Область видимости, в которой выполняется код, определяет доступность переменных. Свободный код JavaScript (то есть код, который выполняется вне какой-либо функции) оперирует глобальной областью видимости объекта window, где имеет доступ ко всему. А локальные переменные, объявленные внутри функции, доступны только внутри данной функции, но не вне ее.
var animal = 'dog'; function getAnimal(adjective) { alert(adjective+' '+this.animal); } getAnimal('lovely'); //Выдаст сообщение 'lovely dog';
В данном примере наша переменная и функция объявлены в глобальной области видимости (то есть в window). Так как this всегда указывает на текущую область видимости, то здесь он указывает на window. Следовательно функция ищет window.animal. Нормальная ситуация. Но мы можем заставить нашу функцию считать, что она выполняется в другой области видимости, которая отличается от ее нормального состояния. Для этого используется встроенный метод call() для вызова функции:
var animal = 'dog'; function getAnimal(adjective) { alert(adjective+' '+this.animal); }; var myObj = {animal: 'camel'}; getAnimal.call(myObj, 'lovely'); //Выдаст сообщение 'lovely camel'
Здесь функция выполняется не в window, а в myObj, что определяется первым аргументом при вызове метода call. По существу метод call() имитирует ситуацию, что наша функция является методом myObj. Обратите внимание, что все переданные аргументы после первого в метод call() передаются в нашу функцию - здесь lovely становится значением аргумента adjective.
Опытные разработчики JavaScript наверняка скажут, что годы работают без использования данного метода, потому что хорошо продуманный код не нуждается в шаманстве с бубнами. Но, тем не менее, описанная ситуация представляет определенный интерес.
Также есть метод apply(), который действует аналогично call(), за исключением того, что аргументы должны быть указаны в массиве. Выше приведенный пример с использованием apply()будет выглядеть так:
getAnimal.apply(myObj, ['lovely']); //аргументы функции отправляются как массив
Функция может вызывать сама себя
Сложно отрицать следующий факт:
(function() { alert('hello'); })(); //Выдаст сообщение 'hello'
Синтаксис примера достаточно прост: мы объявляем функцию и немедленно вызываем ее, как другую с помощью синтаксиса (). Может возникнуть вопрос "А зачем так делать?". Обычно, функция содержит код, который планируется использовать позже и в другом месте, иначе не нужно размещать его в функции.
Хорошим примером использования самовызывающихся функций (они иногда обозначаются аббревиатурой SEF) является привязка текущего значения переменной для использования внутри отложенного кода, такого как возвратные функции для событий, таймаутов и интервалов. Есть проблема:
var someVar = 'hello'; setTimeout(function() { alert(someVar); }, 1000); var someVar = 'goodbye';
Новички бывают удивлены тем, что Newbies функция alert в timeout выдает goodbye, а не hello. Ответ достаточно прост возвратная функция timeout не вычисляет значения someVar до момента своего выполнения, поэтому в ней оказывается значение goodbye.
Самовызываюшиеся функции обеспечивают решение данной проблемы. Вместо определения возвратной функции имплицитно, как в выше приведенном примере, мы возвращаем ее из самовызывающейся функции, в которую передаем текущее значение someVar в качестве аргумента. то есть мы передаем и изолируем текущее значение переменной someVar, защищая его от последующих модификаций someVar. Очень похоже на фотографию, которая хранит образ во времени.
var someVar = 'hello'; setTimeout((function(someVar) { return function() { alert(someVar); } })(someVar), 1000); var someVar = 'goodbye';
В данном примере код выдаст сообщение hello, так как используется изолированное значение someVar (то есть аргумент функции, а не внешняя переменная).
Браузеры
8. Firefox читает и возвращает значение цвета в формате RGB, а не hex
Непонятно, почему Mozilla так делает. Определенно, из JavaScript удобнее работать с форматом hex, а не RGB. Например:
Текст <script> var ie = navigator.appVersion.indexOf('MSIE') != -1; var p = document.getElementById('somePara'); alert(ie ? p.currentStyle.color : getComputedStyle(p, null).color); </script>
Большинство браузеров выведут ff9900, а Firefox - rgb(255, 153, 0). Нужно использовать функцию JavaScript для конвертации RGB в hex.
Обратите внимание, что в данном случае мы говорим о вычисляемом цвете, а не о том, как он определяется для элемента. Также IE имеет отличный метод для вычисления стилей.
Метод jQuery css() возвращает значение, определяемое в стиле для элемента. Поэтому, для действительного значения нужно использовать getComputedStyle и currentStyle.
Разное
0.1 + 0.2 !== 0.3
Данная причуда касается не только JavaScript, а всего компьютерного окружения и проявляется во многих языках. Вычисленное значение равно 0.30000000000000004.
Это действие точности вычислений. Когда JavaScript производит вычисления, он конвертирует значения в бинарные эквиваленты. И здесь появляется проблема, так как 0.1 не может быть совершенно точно представлено в бинарном эквиваленте, который используется для бинарных операций с плавающей точкой.
Для того чтобы преодолеть данный казус есть два метода (выбор за вами):
Конвертирование значений в целые, вычисления, а затем обратная конвертация к десятичным дробям. построение логики так, чтобы работать с диапазоном чисел, а не точным значением. Например, вместо такого кода:
var num1 = 0.1, num2 = 0.2, shouldEqual = 0.3; alert(num1 + num2 == shouldEqual); //Выдаст сообщение 'false'
Можно построить выражение так:
alert(num1 + num2 > shouldEqual - 0.001 && num1 + num2 < shouldEqual + 0.001); //Выдаст сообщение 'true'
В данном примере результат сложения 0.1 + 0.2 оценивается как попадание в диапазон чисел около 0.3 с точностью 0.001. Для точных вычислений такой метод явно подходит плохо.
Undefined может быть Defined
Звучит, конечно, странно, но undefined не является зарезервированным словом в JavaScript, хотя и имеет специальное значение для выявления неопределенных переменных:
var someVar; alert(someVar == undefined); //Выдаст сообщение 'true'
На первый взгляд все отлично. Но:
undefined = "Я имею значение!"; var someVar; alert(someVar == undefined); //Выдаст сообщение 'false'!